О возникновении праворукости

По статистике, подавляющее большинство людей на планете являются правшами. На сегодняшний день праворукость связывают с мозговыми центрами языка. Почти у ста процентов правшей за язык отвечает левое полушарие.


Эта гипотеза может быть неверной, ей противоречие обнаружили исследователи из университета Сассекса в Великобритании. По словам ученых, праворукость переходила к нам из поколения в поколение, переходила от далёких предков. Именно эти предки дали свое начало человекоподобным обезьянам и самому человеку.

На протяжении пяти лет ученые собирали и анализировали данные по этому вопросу. В течение всего периода исследования специалисты записывали видеоматериал с маленькими детьми и человекообразными обезьянами (гориллы и шимпанзе). Все наблюдаемые находились в привычном окружении в естественной среде. Учёных интересовали манипуляции малышей обоих видов, их движения руками, которыми малыши взаимодействовали с различными объектами или друг с другом.

Ученые отметили действия, при которых дети и обезьяны использовали ту или иную руку. Оказалось, когда нужно было взять предмет, достать из корзины игрушку, произвести любое действие с неживым объектом, то и дети, и обезьяны использовали свою правую руку. Если же нужно было произвести некое действие с живым объектом, например, дотронуться до товарища или почесать спину, это делали противоположной рукой.

Следовательно, можно прийти к выводу, что праворукость это не только человеческая черта: она свойственна и обезьянам, которые не обладают речевыми навыками. Нас объединяет то, что мы все можем взаимодействовать с окружающим миром с помощью различных предметов, мы в состоянии брать предметы в руки. По словам ученых, именно изучение окружающего мира на ощупь сформировало праворукость у наших предков. И человеку, и обезьяне от них досталась ведущая правая рука. Почему предки выбрали именно правую руку ученым неизвестно.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, речевые центры человека начали свое формирование в левом полушарии уже после определения праворукости. Чтобы подтвердить эту теорию, исследователи в ближайшее время начнут изучение речевых навыков и их формирование у детей, которые владеют обеими руками одинаково. Развитие их мозговых речевых центров должно существенным образом отличаться от аналогичных процессов, которые происходит у детей-правшей.

Оставьте комментарий