История игры в гольф. Термины гольфа.

Игра в гольф — это целая отдельная культура, которая бережно хранит множество преданий, легенд и традиций.

С происхождением игры в гольф связана легенда о том, как обыкновенный пастух, бродя по прибрежным дюнам, от нечего делать, ударил палкой по круглому камню и случайно закатил его в кроличью нору. Потом к нему присоединились друзья, которым понравилась новая забава. Позже кроличьи норы были заменены лунками, камни — гуттаперчевыми мячами, а вместо палок приспособили клюшки.

Гольф

Многие страны претендуют на звание родины гольфа. К примеру, у римлян была похожая на гольф игра «паганика», которая могла перейти от них в Британию в 400 году новой эры, в Голландии был очень популярен kolven (правда, в него играли на льду). Китайцы полагают, что прародительницей современного гольфа была древняя игра «гуй ван», широко распространенная в Поднебесной в III-II веках до нашей эры. Существуют свои версии у французов и бельгийцев.

И тем не менее родиной классического гольфа считается маленький шотландский городок Сент-Эндрюс, названный по имени покровителя города, святого Андрея, чья гробница находится в полуразрушенном соборе, построенном около шести веков назад. Кстати, на одном из витражей этого старинного собора можно разглядеть изображение человека с клюшкой в руках.

Гольф 2

Началом официальной истории игры принято считать первое письменное упоминание о гольфе, которое относится к 1457 году. Именно тогда игра в гольф была запрещена королем Джеймсом, поскольку ради нее его солдаты пренебрегали основной обязанностью — тренировками в стрельбе из лука. Запрет был выражен в постановлении парламента Шотландии.

В 1870 году сэр Дэвид Манкрейф заключил пари с эксвайром Джоном Вайт-Мел-вином о том, что тот из них, кто проживет дольше, должен подарить гольф-клубу Святого Эндрю серебряную клюшку, на которой будут занесены условия данного пари. 13 лет спустя клюшка была подарена клубу мистером Вайт-Мелвином. В этом же году он был избран председателем клуба, но, отойдя в мир иной, приступить к своим обязанностям не успел. Одна из курительных комнат клуба украшена его портретом.

Гольф 3

В XX веке гольф добрался даже до Луны! Алан Шепард, капитан космического корабля «Аполлон-14», в феврале 1971 года, сделал два удара по двум мячам. В 1974 году клюшка, которой пользовался Алан при игре в космосе, была подарена музею.

Приобщение к гольфу — это гораздо больше, чем просто увлечение новым видом спорта — это, скорее, приобщение к совершенно особой культуре: богатой традициями, аристократичной, многогранной и эстетичной.

Гольф 4

Краткий словарь терминов гольфа:

  • айрон, «железка» (iron) — клюшка с плоским крюком. Стандартный набор айронов включает в себя клюшки с номерами с 3-го по 9-ый, а также питчинг-ведж и сэнд-ведж.
  • альбатрос (albatross) — количество ударов на одной лунке, на три удара ниже, чем пар (см. ниже) этой лунки (на лунках пар-5).
  • берди (birdie) — количество ударов на одной лунке на один меньше, чем пар.
  • богги (bogey) — количество ударов на одной лунке на один больше, чем пар.
  • боковая водная преграда (lateral water hazard) — преграда, обозначенная красными колышками.
  • брейк (break) — специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону.
  • бункер (bunker, sand trap) — песчаная ловушка, специально сделанная на поле, чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на фервеях или рядом с гринами.
  • бэг (bag) — сумка для клюшек.
  • воротник, «коллар» (collar) — участок поля вокруг грина, постриженный короче фэрвея, но выше грина.
  • вуд, «деревяшка» (wood) — клюшка с большой головкой. Чем больше номер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной поверхности. Обычно в бэге игрока три вуда — № 1 (драйвер), № 3 и № 5. Однако многие гольфисты, которым игра вудами дается легче, чем айронами, носят с собой и № 7, № 9 и т.д.
  • грин (green) — участок с самой короткой травой непосредственно вокруг лунки.
  • грип (grip) — резиновое или кожаное покрытие рукоятки клюшки.
  • двойной (тройной, четверной) богги (double, triple, quadruple b.) — количество ударов на одной лунке на два (три, четыре) больше, чем пар.
  • дивот (divot) — кусок дерна, выбитый при ударе.
  • драйв (drive) — удар драйвером.
  • драйвер (driver) — (также «вуд номер 1») — клюшка для самого далекого удара, имеющая наименьший угол наклона головки и самую длинную ручку.
  • дро (draw) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).
  • игл (eagle) — количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки.
  • кар (car, buggy) — небольшой электрический или бензиновый автомобиль для передвижения по полю.
  • кэдди (caddy) — помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры.
  • лунка (hole) — 1 — углубление в грине, в которое загоняется мяч; 2 — целиком одно игровое поле от ти до грина включительно.
  • маркер (marker) — 1 — кружок, отмечающий положение мяча на грине; 2 — счетчик, судья, считающий удары игрока.
  • маршал (marshal) — официальное лицо на поле, следящее за скоростью игро-ков и соблюдением ими этикета.
  • матч (match play) — матчевая игра. Один из двух основных видов состязания в гольфе, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке, а побеждает гольфист, выигравший больше лунок.
  • пар (par) — условный норматив, постоянно используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар — это количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Пар одной лунки определяется так: считается, что если расстояние от ти до грина не больше 200 метров, игрок должен попасть на грин одним ударом, если оно не больше 400 метров — двумя ударами, а если больше — то тремя ударами. Если мяч попал на грин, хорошим результатом считается попадание в лунку с двух ударов. Таким образом, первый тип лунок будет называться «пар 3», второй — «пар 4», а третий — «пар 5». Сумма паров всех лунок и составляет общий пар поля (как правило, равный 72 для стандартного поля в 18 лунок). Понятно, что игрок может показать результат и выше, и ниже пара. Соответственно, его результат будет иметь знак «+» или «-«. Например, если игрок на лунке длиной 150 метров («пар 3») сделал 5 ударов, то его результат можно назвать «плюс 2».
  • патт (putt) — катящий удар, выполняемый на грине.
  • паттер (putter) — клюшка для патта.
  • ПГА (PGA) — Ассоциация профессиональных гольфистов, объединяющая инструкторов (клубных профессионалов) и гольфистов, постоянно играющих в Туре (турнирных профессионалов). ПГА существуют во всех странах, развивающих гольф, в том числе в России.
  • питч (pitch) — недалекий удар с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится.
  • питчинг-ведж (pitching wedge, PW) — клюшка-айрон, следующая в наборе после номера 9.
  • преграда (hazard) — элемент игрового поля, специально сооруженный или умышленно оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру.
  • препятствие (obstruction) — предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не должен находиться на поле по замыслу архитектора. В соответствии с правилами игрок имеет право убрать мешающее ему препятствие или перенести мяч в другую точку.
  • прямая водная преграда (regular water hazard) — преграда, обозначенная желтыми колышками.
  • пул (pull) — удар, при котором мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой).
  • пуш (push) — удар, после которого мяч вылетает правее цели (для игрока с левосторонней стойкой).
  • раф (rough) — участок высокой травы, специально оставленной по бокам от фервея. Мяч, попавший в раф, значительно труднее выбить.
  • свинг (swing) — основное движение удара всеми клюшками, кроме паттера. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз, непосредственно удара и завершения.
  • cлайс (slice) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой).
  • сэнд-ведж (sand wedge, SW) — клюшка-айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Чаще используется для выбивания мяча из бункеров.
  • ти (tee) — 1 — подставка из дерева или пластмассы, на которую разрешается ставить мяч, чтобы выполнить первый удар на каждой лунке; 2 — площадка на поле (обычно приподнятая), откуда начинается игра на каждой лунке.
  • фейд (fade) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой).
  • фервей (fairway) — участок с травой средней длины, занимающий большую часть игрового поля между ти и грином.
  • хук (hook) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).
  • шенк (shank) — удар «пяткой» клюшки, после которого мяч летит в сторону.
  • чип (chip) — невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина.

А что Вы думаете? ;)