Сотворение Земли (Финляндия)

Юная и прекрасная дева Луоннотар свободно парила в небесной лазури много, много лет, а быть может, и столетий. Дочь матери Природы, она витала в бескрайнем пространстве, но его безмерное величие, увы, не доставляло ей радости. Напротив, ее все более одолевали скука и тягостная усталость. Жизнь в одиночестве становилась невыносимой, так захотелось чего-то нового…


Далеко-далеко внизу шумело необозримое безжизненное море. Дева встрепенулась, с головокружительной высоты устремилась к нему и вскоре оказалась среди громадных пенящихся волн. Внезапно налетел свирепый ветер, и Луоннотар познала, что такое буря: ее швыряло на волнах словно щепку.

Когда буря утихла, небесная дева ощутила какую-то перемену в себе и поняла, что у нее будет сын, который родится лишь тогда, когда она создаст для него новый мир.

Целых девять лет искала дева хоть крошечный кусочек суши в безбрежном море. Ей так хотелось передохнуть… Но все напрасно. Неужели она обречена на вечные скитания? А как холодно ей было! Заплакала Луоннотар и взмолилась, призывая на помощь верховного бога Укко, повелителя небесных сфер.

Слезы застилали ей глаза, и она не приметила над бескрайней морской гладью громадную птицу. То орлица искала место для гнезда. Однако в мире еще не было ничего, кроме воды и ветра, укрыться было негде, и орлица с жалобным клекотом собралась улетать.

Тут-то Луоннотар и услышала ее плач. Дева перевернулась на спину, чтобы как следует разглядеть птицу, и выставила из воды колено. Орлица камнем упала на неожиданно появившийся спасительный островок, построила гнездо и отложила семь яиц: шесть золотых и одно железное.

Три дня сидела орлица на яйцах. Луоннотар боялась пошелохнуться, но к концу третьего дня что-то ожгло ей колено. Дева невольно разогнула ногу и поболтала ею в воде. Разумеется, орлиные яйца скатились в море и разбились. Но прежде чем кануть в морской пучине, заключенные в них силы стихии претерпели чудесное превращение. Яичные скорлупки сделались вдруг огромными. Одни воспарили к самому дальнему пределу небесного эфира и застыли в вышине, образуя небесный свод. Другие же сочленились, и получилась земная твердь.

Желтки обратились в Солнце, белки — в Луну, а из мелких осколков скорлупы родились звезды и облака. Еще долгих девять лет блуждала Луоннотар по морским просторам: ей уже не было скучно, она присматривалась к новому миру, родившемуся у нее на глазах. Однако плоская первозданная земная твердь выглядела столь невзрачно и уныло, что на десятый год Луоннотар решила украсить Землю. В этой нелегкой работе творца она пользовалась собственным телом: протянет руку — и вырастает горный кряж; толкнет боком или лбом земную твердь — и меняется линия берегов.

Проведет пятой по плоской равнине — и возникнет долина. Острова, со всеми их скалами и утесами, она лепила руками. А потом дева нырнула в морскую пучину и вырыла на дне гроты и глубокие подводные впадины. Где только касалась Луоннотар земной тверди, тут же начинали бить из-под земли родники и появлялись реки. К тому времени, когда, закончив труды, дева удалилась, в лучах Солнца засверкала водная гладь многочисленных озер…

И тогда Луоннотар произвела на свет сына, которого столько долгих лет вынашивала во чреве, и имя ему было Вяйнямейнен, и был он героем, который впоследствии первым вспахал и засеял землю, созданную матерью.

Оставьте комментарий